Воспитатель сам должен быть тем,
чем он хочет сделать воспитанника.
В.И. Даль
В детстве одна маленькая девочка очень любила играть в школу с другими детьми, а, повзрослев, поняла, что хочет посвятить свою жизнь этому общению. Общению с неопытными, наивными, чистыми душой созданиям - детям. И вот я – учитель, наставник, проводник по пути добра и совести.
Выбрав свой путь, каждый воспитатель терзается мыслями: как сделать воспитание продуктивным и успешным. По этому вопросу написано много, и библиотеки полны книг по воспитанию юного гражданина. И самый важный аспект этой проблемы – целеполагание. Кого мы хотим воспитать? Какую личность получить в итоге? Как не запутаться в многообразии теорий воспитания, стандартов общества и мнений различных людей? Выдающийся русский ученый – психолог В.М.Бехтерев писал, что «целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты». За десятилетия, на мой взгляд, эта цель нисколько не утратила своей актуальности.
Первым институтом на этом пути, по-моему, является семья, отчий дом. Когда рождается ребенок, он впитывает ту систему ценностей, которая его окружает. Ошибается тот, кто считает, что воспитывать надо начинать, когда ребенок вырастет. Ведь ребенок видит наглядный пример, слышит мотивы и усваивает моральные ценности, прививаемые в конкретной семье. Примером, как положительным, так и отрицательным, могут быть мать, отец, бабушка, дедушка, старшие братья и сестры. Мне часто вспоминаются слова нашей мамы, которая учила быть добрыми, совестливыми, никогда не брать чужого. И когда сталкиваешься с правонарушением, в глубине души сразу возникает пример мамы и ее слова. Вот сила воспитания - ты слышишь слова человека через годы, даже если его самого уже нет на этой земле…
Следующий важный этап - это, конечно, школа и книги. И здесь тоже очень важно, какой именно будет школа, и какие именно книги будет читать растущий человек. Чтение воспитывает самые лучшие качества личности и является отличным помощником в деле воспитания. Мировая литература являет великое множество ярких самобытных образов. Любой маленький читатель найдет для себя интересную книгу и «подружится» с ее героями. Один восхищается подвигом Алексея Маресьева, другому близок путешественник Робинзон Крузо, а третий переживает за судьбу Белого Бима – Черное Ухо. Важно уловить момент, когда именно познакомить ребенка с тем или иным произведением. И это – важная задача воспитателя.
В подростковом возрасте на первый план для школьников выходит общение со сверстниками. И этот факт оказывает очень сильное влияние на воспитание подрастающего поколения. В это время каждому ребенку нужен рядом человек, который поможет выстроить нужный путь, направить в нужное русло. Дети быстро подстраиваются под изменяющиеся обстоятельства, часто хорошо понимают мотивы педагогической деятельности.
При этом важно помнить, что сам педагог является примером для ребенка. По словам В.И.Даля, которые стали эпиграфом к этому сочинению, нужно самому воспитателю быть образцом нравственности, честности, добросердечности. Элементарное проявление нетерпимости ломает систему ценностей ребенка. Иногда мы слышим от ребят: «А вы сами так делаете!». Грубо ответив, бросив бумажку на пол, не ответив на открытое чувство, мы сами закрываем ребенка от себя. Поэтому личность воспитывается только личностью. Например, Антон Павлович Макаренко стремился зацепить воспитанников коммуны «за душу», сделать их своими союзниками, вовлечь в коллективную жизнь и сообща обогащать ее содержание.
Еще один важный момент - детям надо давать возможность «набивать» свои «шишки». Ребенок, выращенный в стерильных условиях, болеет чаще. Поэтому ребятам нужно предоставлять определенную свободу. Но, как всегда, осторожно и весьма дозированно.
Однако, воспитывая детей, необходимо не только знакомить их с нормами, принятыми в обществе, погружать в культуру страны , делать осознанными личностями с гибким мышлением и самосознанием, но и в определенной мере ставить ограничения в поведении и деятельности. Не допускать вседозволенности. Воспитатель должен уметь говорить слова «Нет», «Нельзя» и «Запрещено», но при этом держать ребенка за руку и отдавать свое сердце, искренне и прозрачно. Истинное мастерство воспитателя - приблизиться к детской душе, быть самому немного ребенком.
Острой проблемой на сегодняшний день являются разные подходы к воспитанию между семьей и школой. Чтобы добиться успеха, эти два института должны пропагандировать единые ценности. Случается, что педагог формирует в душе ребенка одни принципы, а семья оказывает противоположное влияние. Например, в школе рекомендуют самостоятельно усваивать знания, а дома это не является важным условием. Тогда ребенок выбирает то, что не требует лишних затрат – переписывает готовое задание из «Решебника». Поэтому обеспечение тесного взаимодействия семьи и школы очень актуально.
В современном обществе, с его насыщенными тенденциями к заработку и обогащению, очень трудно быть добрым, открытым и честным, потому что окружение часто диктует свои стандарты. Дети видят, что происходит вокруг, чем заняты взрослые. Как им в этом случае объяснить, что главное - не деньги и богатство, а главное - быть человеком, ценить семью, друзей, не размениваться на материальные ценности? И роль воспитателя в этих поисках трудно переоценить.
Воспитание - это процесс долгий, тернистый. Но, как справедливо заметил В.Г.Белинский, именно он определяет судьбу растущего человека. Поэтому нужно приложить все силы, умения для того, чтобы помочь каждому воспитаннику «взрастить» лучшие его качества, сделать его достойным гражданином общества.
Скачать рукопись Эссе (3638 кБ)
|